Москва
Выбрать город

Государственная помощь АвтоВАЗу

По итогам прошлого года продажи АвтоВАЗа упали на 7% — до 538 тысяч машин. Но отчет о финансовых результатах, который в конце апреля обнародовал АвтоВАЗ, удивляет — выручка предприятия выросла со 175,1 до 190,1 млрд рублей: пусть Лад покупают все меньше, зато они дороже. А чистая прибыль увеличилась аж в 4,4 раза — до 29,18 млрд!

АвтоВАЗ в очередной раз осуществил маленькое экономическое чудо под названием «дисконтирование беспроцентных займов» — тех самых, которые автозавод получил в 2009 году от «отцовской» госкорпорации Ростехнологии. И прошлым летом, как и в предыдущие годы, вазовцы договорились об очередном продлении выплат — на этот раз заем нужно погасить на 13 лет позже: до 2032 года! Технически это означает, что заем на прежних условиях АвтоВАЗ как бы погасил, но взамен взял новый — на облегченных и более выгодных. А экономия в 27,6 млрд рублей, которая образовалась в итоге, прибавлена к финансовому результату — как прямой результат высокоэффективной работы топ-менеджмента.

Вдобавок АвтоВАЗ в прошлом году получил еще два займа от Renault — на 2,09 млрд и 877 млн рублей, а также беспроцентный аванс от российского производственного подразделения компании Nissan — на 2,4 млрд рублей. Правда, последняя финансовая помощь была оказана с условием, что деньги будут потрачены на покупку оборудования для развития производства машин на французской платформе ВО, а рассчитается завод уже готовыми автомобилями.

Еще 60 млрд рублей до 2015 года компания получит от Внешэкономбанка на развитие новых проектов. В предыдущей редакции стратегии АвтоВАЗа до 2020 года завод должен был расширить линейку до девяти моделей, а выпуск автомобилей увеличить до 1,24 млн в год, однако в сентябре 2012 года (то есть еще до подписания договора с ВЭБ) вышла новая редакция стратегии, где детальных планов по новым моделям уже нет.

Непосредственно на продаже машин АвтоВАЗ заработал только два миллиарда рублей, что все же больше, чем в прошлом году (1,5 млрд). При этом само производство стало более затратным — валовая прибыль (то есть разница между выручкой и себестоимостью) упала по сравнению с прошлым годом на 4,8%, до 21,8 млрд рублей. Причина — расходы на запуск производства Гранты (в том числе и на мощностях ИжАвто) и Ларгуса.

Чтобы сократить расходы в этом году, руководство АвтоВАЗа решило урезать производственный план. Первоначально в Тольятти и на ИжАвто в 2013 году должны были выпустить 800 тысяч машин, но скорректированный план будет меньше на пять—семь процентов (точные цифры завод обещал назвать после подведения итогов апрельских продаж легковых автомобилей в России).

Интересно, что из российских автопроизводителей показатели по МСФО за 2012 год раскрыл пока только Соллерс. Из-за прекращения производства и дистрибьюции автомобилей Fiat и после переноса производства грузовиков Isuzu на УАЗ выручка компании упала на шесть процентов, с 69,5 до 65,5 млрд рублей. А вот чистая прибыль, наоборот, выросла на 25% и составила 5,8 млрд (в 2011 году — 4,7 млрд).

VK

Top100Авто России